Проекты
Подать заявку

Семейная реликвия и культурно-историческая память

Краткое описание проекта:

Школьники изучают семейные архивы и исследуют, как сохраняется и передается или утрачивается культурно-историческая память в семье, и как эта память соотносится с историей страны и социальных групп.

 

Этапы проекта

  • Информирование, набор и обучение наставников
  • Формулирование гипотез и постановка исследовательских задач
  • Создание цифровой коллекции семейных реликвий
  • Реализация школьниками исследовательских проектов
  • Научная конференция школьных проектов
  • Планирование деятельности детско-взрослого краеведческого сообщества Новосибирской области

 

Качественные результаты проекта

  • Семейные реликвии корректно описаны и представлены в доступном цифровом архиве с открытым доступом для исследователей.
  • Исследовательские проекты школьников сформировали детско-взрослое сообщество краеведческого сетевого проекта
  • На основе тематических пилотных подпроектов составлены планы долговременных самостоятельных краеведческих проектов
  • Создан дополнительный механизм актуализации гражданского потенциала в образовании и краеведении
  • Сформирован механизм интеграции науки, школьного и дополнительного образования в сфере краеведения

 

Партнеры проекта:

  • Министерство образования НСО – информационная поддержка проекта, координация образовательных партнеров проекта
  • Институт археологии и этнографии СО РАН – научное руководство и участие в разработке и реализации образовательной программы
  • Пропповский центр СПбГУ – поддержка цифрового архива проекта, участие в разработке и реализации образовательной программы
  • Издательский дом «Историческое наследие Сибири» - поддержка цифрового архива проекта, поддержка проведения конкурса школьных исследовательских проектов, экспертиза школьных исследований
  • Российское географическое общество (новосибирское отделение) – экспертиза и публикование проектных результатов

 

Целевыми аудиториями проекта являются практикующие и начинающие наставники (педагоги, научные сотрудники и аспиранты, музейные и библиотечные работники, студенты старших курсов, родители, активисты краеведческого движения) и школьники, с которыми эти наставники работают.

Подготовка наставников и реализация школьниками краеведческих исследований в формате сетевого проекта по модели «гражданской науки» определяет его содержание.

Вместе со своими наставниками школьникам предстоит изучать семейные реликвии и архивы. В ходе проекта им предстоит выяснить как сохраняется и передается культурно-историческая память в семье, и как эта память соотносится с историей страны.

Для наставников будут проведены образовательные программы по предмету исследований и научному методу и по наставническому методу в руководстве школьной группой.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ.

ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Начало 20 октября 2021 г.

 

I. цикл.

Октябрьская И.В.  (дин, внс ИАЭТ СО РАН, проф. НГУ)

«Семейные реликвии» - история мест. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.

 

Николаев В.В. (кин, нс ИАЭТ СО РАН, преп. НГУ)

Краеведение: литература и источники. Основные документы и методы работы.

 

Антропов Е.В. (кин, уч. секретарь Музея города – Новосибирск)

Семейный архив. Технологии исследования памяти. Анкетирование,

Интервью.

 

2. цикл

Октябрьская И.В.  «Семейные реликвии» - история людей. Микроистория. Персональные   тексты    и   "новая    биографическая история": методы и подходы. Структура и формы научной работы

 

Антропов Е. В.

Фотоархивы – особенности исследований. Формы и средства публикации результатов биографического исследования.

 

Николаев В.В. Поиск сведений о семейной истории и своих предках в архивах. Источники личного происхождения

 

3 цикл

Октябрьская И.В.  «Семейные реликвии» - история вещей. Вещный мир как источник изучения повседневной жизни. Структура и формы научной работы.

 

Антропов Е. В. Семейная реликвия как «свидетель истории», источник и музейный предмет. Выставка, экскурсия, статья, фотопроект.

Николаев В.В. Вещный мир и история повседневности сквозь призму документов.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ будет также проведена на нескольких площадках Новосибирска и области, в том числе:

1. г. Новосибирск, ЦДО «Алые паруса».

Октябрьская И.В., Антропов Е.В.  – Культура детства. Семейные реликвии в истории культуры - источники и музейные предметы. Выставка, экскурсия, статья, фотопроект.

2. г. Куйбышев, Филиал НРД

Октябрьская И.В., Николаев В.В. Немцы Сибири. Семейные реликвии - мои этнические корни. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.

3. пгт Сузун, Дом детского творчества

Октябрьская И.В., Антропов Е.В.  Николаев В.В. Русские старожилы Сибири. Семейные реликвии в истории культуры. Интервью, записи воспоминаний. Биографического исследования. Статья, выставка, театральный проект.

4. г. Карасук, Краеведческий музей.

Октябрьская И.В., Николаев В.В. Антропов Е.В. Малые города Сибири. Семейные реликвии. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.

5. г. Татарск, Краеведческий музей.

Октябрьская И.В., Николаев В.В. Антропов Е.В. Татарск многонациональный. Семейные реликвии. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ пройдет в октябре-декабре 2021 г.

По ее итогам будет проведен отбор наставников и школьных групп для углубленной научной работы. За счет дистанционной формы участвовать в проекте смогут школьники и наставники из всех районов области.

В ходе подготовки исследовательских проектов с января по февраль 2022 г. для наставников будет организовано дистанционное консультирование.

Вместе с учениками им предстоит подготовить 1 описание семейной реликвии (документа, вещи, фотографии), 1 описание родословной (генеалогии), с которой связана семейная реликвия (документ, вещь, фотография) и итоговое исследование (по инициативной теме) в рамках проекта «Семейная реликвия и культурно-историческая память». 

Для всех участников проекта будет доступен лекторий по краеведческим исследованиям и библиотека проектов, созданные в ходе предыдущих проектов фонда а также фонд справочных и методических материалов, размещенных на сайте Фонда поддержки проектов в области образования.

 

Итогом проекта станет научная конференция школьных проектов на базе ИАЭТ СО РАН и НГУ в марте 2022 г.

Участие в образовательной программе и в реализации проекта будет засчитано наставникам как курс повышения квалификации на базе НГУ с выдачей диплома.

 

Проект разработан на основе опыта реализации сетевого проекта «Цифровое краеведение. Семья и память локальных сообществ» http://xn--80aaaia9ajfdvdfj0bp2g.xn--p1ai/projects/lists/gumit/, реализованного в рамках гранта «Межрегиональная школа наставников на основе сетевых исследовательских проектов». По результатам проекта была открыта коллекция «Семейные реликвии» на сайте «Российская повседневность»: http://daytodaydata.ru/type/themgroups?dv=22646356&at=3394299&ot=3393999&cd=10

 

Проект "Семейная реликвия и культурно-историческая память" поддержан Фондом президентских грантов и Министерством региональной политики Новосибирской области

Однажды я смотрела дома старые фотографии и увидела красивого парня в военной форме. Оказалось, это мой прадед. Зачем...