Изучение состава и свойств почвы школьного участка с целью создания экологически чистой территории

Краткое описание

Для меня изучение состава и свойств почв школьного участка – достаточно важная проблема. Ведь для того, чтобы иметь ухоженный и экологически правильно организованный участок необходимо знать химический состав почвы, её тип, структуру.

Меня заинтересовала эта тема, потому, что, по моему мнению, данный проект поможет правильно составить план нашего участка и грамотно выстроить его.

В наше время важно выяснить, какова степень загрязнённости на данной территории, как она влияет на растения и почвы данной территории. Именно химический анализ позволит выявить признаки, причины загрязнения почвы. Выявление особенностей состава и свойств конкретных почв позволит определить методы ухаживания за ней для того, чтобы процент плодородности сохранялся достаточно высоким.

Цель проекта

  • узнать, что такое почва, какое она имеет значение в природе и жизни человека, познакомиться с методиками исследования почвы, изучить состав и свойства почвы школьного участка.

Этапы проекта

  • сбор и изучение  информации о почве;

  • изучить механический состав почвы,

  • определить какие виды почв преобладают на участке;

  • определить меры по улучшению плодородия почвы;

  • подобрать виды растений, которые можно выращивать на данном виде почвы;

  • ровести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

  • изучить условия роста растений в различных почвах;

  • проанализировать полученные результаты.

Команда проекта

Ученица 8а класса ГБОУ СОШ №684 Корытова Таисия-исследования,опыты; учитель биоло8гии Иванова О.М.-руководитель проекта

Обзор литературы

  • Астахова Е.В. Сад вашей мечты. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2011.
  • Иванова М. Ландшафтныйдизаин. – С-П: Издательский дом «Вкусный мир», 2013.
  • Серикова Т.А. Ваш сад. Новые идеи.- М: Мир книги, 2010.
  • Сборник методик исследовательской деятельности по экологии.- Тюмень,2013 г.
  • Цветущий сад. Практическое руководство. -М: Мир книги, 2010.
  • Используя информацию,полученную в данной литературе  о почве; я смогла подобрать виды растений, которые можно выращивать на данном виде почвы; провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;изучить условия роста растений в различных почвах;проанализировать полученные результаты.

Требуемые ресурсы

Почва, лабораторное оборудование, семена фасоли.

Материалы и методы исследования

эмпирические (изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент); теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).

Определение кислотности почвы

Качественной мерой кислотности является рН (водородный показатель). Кислотность почвы определяется химическим методом с использованием универсальной лакмусовой бумаги.

Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до нейтральной. Для того, чтобы самостоятельно установить рН фактор почвы, воспользуемся лакмусовой бумажкой. В стакан насыпаюпочву, добавляю воду, хорошо перемешиваю. Получился почвенный раствор. Через час, с помощью лакмусовой полоски, можно проверить изменение окраски почвенного раствора. По полученному цвету я определяю кислотность.

Кислотность почвы

Цвет лакмусовой бумаги

Сильнокислые (рН 3-4)

Оранжево-коричневый

Кислые (рН 4-5)

Светло-коричневый

Слабокислые (рН 5-6)

Желто-коричневый

Нейтральные (рН 7)

Светло-зеленый

Щелочные (рН7-8)

Зеленый

Сильнощелочные (рН 8-9)

Зелено-голубой

  1. Метод определения механического состава почвы.

Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке. Взяла в горсть небольшое количество земли и увлажнила ее водой прямо в руке. Размяла, чтобы влага разошлась равномерно и почва напоминала не слишком густое тесто. Скатала ”колбаску” диаметром примерно с карандаш и попытайтесь свернуть эту ”колбаску” в кольцо диаметром около 5 см. Кольцо получилось ровным, без трещин, почва глинистая.

Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Механический состав

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется – песок 

Зачатки шнура – супесь

Шнур дробится при раскатывании – легкий суглинок

Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается – средний суглинок

Шнур сплошной, кольцо с трещинами – тяжелый суглинок

Шнур сплошной, кольцо дельное – глина

 

 

Результаты

Выявить особенности развития корневой системы в зависимости от состава почвы.

Для сравнения я выбрала четыре вида почв:

  1. Исследуемая почва с школьного участка (образец №1);
  2. Песок (образец №2);
  3. Перегной (образец №3);
  4. Готовый грунт «Для овощных культур» (универсальный) для всех видов овощных культур(образец №4).

Для всех видов грунта выбрали один вид растения – это фасоль. Фасоль – двудольное растение, быстро растет.

 

Выводы

Первыми набрали цвет растения в образцах № 1 и №2, но зацвели первыми растения в образце № 4, затем в образце № 3. Растения в образцах № 1 и №2 не цветут. Рост цветков остановился на одном уровне.

Таким образом развитие корневой системы полностью зависит от состава почвы.

Образец № 1 – исследуемая почва. Я выяснила, что почва по своему составу глинистая, такая почва малоплодородная, нуждается в постоянном рыхлении.

Образец № 2 –чистый песок. Почва рыхлая,но не очень плодородная.

Образец № 3 – перегной. Почва рыхлая, плодородная, но нужно смешивать данную почву с более тяжелой.

Образец №4 – готовый грунт, купленный в магазине,показал, что действительно плодороден, содержит питательные вещества и готов к применению.

Заключение

Почва является для растений не только источником питания, а и основной средой обитания. Корневая системы находится постоянно в почве, и поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными.

Я собираюсь продолжить работу по исследованию почвы,но лдя этого необходимо оборудование.

Список литературы

  1. Астахова Е.В. Сад вашей мечты. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2011.
  2. Иванова М. Ландшафтныйдизаин. – С-П: Издательский дом «Вкусный мир», 2013.
  3. Серикова Т.А. Ваш сад. Новые идеи.- М: Мир книги, 2010.
  4. Сборник методик исследовательской деятельности по экологии.- Тюмень,2013 г.
  5. Цветущий сад. Практическое руководство. -М: Мир книги, 2010.
  6. В.Г. Шафранский, Как улучшить глинистую почву. -газета "Волшебная грядка" 2010 года № 21.
  7. http://www.kartoshki.net