Модуль 8.

Тьюторская позиция как инструмент деятельности наставника.

Наставничество в школьных исследовательских проектах.

Самое важное и трудное — это не поиск правильного ответа, а поиск правильного вопроса.
Питер Друкер © 

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: ЗАЧЕМ?

Тьюторская позиция в деятельности наставника.
Что это такое и зачем?

На первый взгляд довольно конфликтное и бесполезное нагромождение. Нет никакой необходимости усложнять и без того насыщенную задачами деятельность наставника (гипотезы, этапы, результаты-выводы), да как бы так, чтобы ещё и команда участников не распалась...

Так зачем же наставнику выход в тьюторскую позицию? Всё очень просто!
Чтобы участники исследовательского проекта проявили субъектность*.
Чтобы у каждого участника в проекте была возможность для индивидуализации*.
Что это такое мы поговорим в следующих видео. А пока рекомендую вспомнить хотя бы один пример из вашей собственной жизни, где благодаря подобным вопросам вы помогли человеку самоопределиться, расставить приоритеты, осознать свои ресурсы.
1)кто ты в проекте? какова твоя роль?
2)в чем польза проекта для тебя?
3)почему справишься с проектом?
Это послужит доказательством того, что вы уже умеете выходить в тьюторскую позицию (просто никогда это так не называли).

ВОПРОС ВТОРОЙ - СУБЪЕКТНОСТЬ. ЧТО ЭТО?

Как связана субъектность участника с деятельностью наставника?

В контексте исследования неоднократно приходится возвращаться к перепониманию его объекта и предмета. Из тьюторской позиции наставник может работать с субъектностью участников, если понимает преимущества и возможности такого подхода.

Посмотрите нарезку из мультфильма и ответьте на вопросы о проявлениях субъектности:

1. Если под субъектностью понимать способность человека быть инициатором собственных активных действий, то что может являться предпосылками для проявления субъектности?
Благодаря чему было совершено самое первое действие дяди Фёдора (вселение Матроскина в квартиру)?

2. Если субъектность понимать как ресурс человека, при каких обстоятельствах она может быть особенно востребована?
С какими трудностями дядя Фёдор смог справиться, опираясь на свою субъектность?

3. Если субъектность считать стартовой площадкой для развития личности, что может быть сформировано на ее основе?
Что из «Навыков XXI века: 4 "К" (Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Командная работа)» смог проявить дядя Фёдор благодаря своей субъектности?
Вспомните хотя бы один случай из жизни, где вы смогли так организовать образовательную среду/общение/взаимодействие с человеком, благодаря чему он смог проявить свою субъектность.
Что вы делали, когда это делали? Благодаря каким качествам это удалось вам? В этот момент вы находились в тьюторской позиции.

ВОПРОС ТРЕТИЙ - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ. ЭТО КАК?

Индивидуализация - это новое название привычного понятия?

Если в ценностях наставника прописаны не только
соблюдение этапов проекта,
своевременное достижение результатов
привлекательность презентации,
но и необходимость обеспечения каждому участнику
права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, то... ему будет очень полезным посмотреть следующие видео.
 

Благодаря просмотру видео, становится ясным, что ключевое отличие индивидуального подхода от индивидуализации заключается в том,
кто является субъектом образовательного процесса.
А теперь подумайте, как вы можете организовать ход исследовательского проекта, чтобы у каждого участника была возможность реализовать свои образовательные цели?

Для осуществления индивидуализации участников, мы имеем разные возможности.
Вот пример нескольких из них: выбор роли в проекте (коммуникатор, генератор идей, критик и тд)
выбор видов деятельности (сбор данных, обработка и анализ данных, оформление и презентация результатов) выбор уровня сложности и количества задач.

Занятие 3

Каким образом возможно реализовать принцип индивидуализации?

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ - ЕСТЬ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?

Что может помешать выходу наставника в тьюторскую позицию?

Ничего.
Ничего, кроме ограничений самого наставника.

Если наставник находится в субъектной позиции по отношению к своей деятельности, он сможет организовать условия для субъектности участников.

Если наставник умеет регулировать уровень сложности задачи, подбирать под себя способы решения, рассуждать из разных позиций, он справится с индивидуализацией участников.

Если у наставника есть свои собственные образовательные запросы, взаимодействие с участниками будет выстроено на эффективном взаимообразовании.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ЗАЩИЩАЕТ УЧЕНИКОВ ОТ СОБСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ.

© Брюс Ли