Модуль 5. Исследователь и его проект

Исследователь и его проект

Наставляемые, и особенно, школники с 14 лет нарабатывают жизненные стратегии и повторяют все, что видят, нарабатывая таким образом различные стратегии поведения. Для того, чтобы они не "нахватались" негативных стратегий, им необъодим положительный пример. Очень надеемся, что таким примером станет наставник. 

Поэтому уделим больше внимания не столько самому исследователю, но и наставнику. И какиеми же компетенциями должен обладать наставник, чтобы эти компетенции были бы амплифицированы наставляемому на подсознательном уровне с созрасте, когда это происходит естественным путем.

Мы объединяем компетеции наставника научно-исследовательских проектов в 3 группы: педагогические компетенции, проектные компетенции, предметные компетенции. Полная модель компетенций наставника представлена в таблице:

Компетенция

Составные части компетенций

1.

Профессионализм в своей области деятельности

1.1. Наличие реализуемых проектов познания в области науки

2.

Генерация идей

2.1. Умение мечтать и
2.1.1 Прогнозирование будущего

2.2. Системное мышление и знание 3-х вида результатов проекта

2.3. Различный уровень сложности проекта

3.

Общая компетенция исследовательской деятельности

3.1. Знание научного метода  и умение осуществлять все стадии научного метода

3.2. Умение формулировать тему проекта и ставить мысленный эксперимент

4.

Управление научными проектами

4.1. Планирование и декомпозиция темы проекта на отдельные этапы и задачи

4.2 Обеспечение ресурсами

4.3. Ведение команды к результату

4.4. Принятие решений

4.5. Управление рисками

4.6. Активность

5

Коммуникативные компетенции

5.1. Установление контакта

5.2. Подстройка

5.3. Правильное личностное позиционирование

5.4. Умение договориться

5.5. Управление коммуникацией в группе

5.6. Работа со стереотипами, ограничениями и убеждениями

6.

Создание продуктивной атмосферы и эмоциональный интеллект

6.1. Уменьшение конфликтности

6.2. Снижение уровня стресса и беспокойства

6.3. Позитив

6.4. Эмпатия

6.5. Управление эмоциями

7.

Формирование команд и управление коллективами

7.1. Мотивация

7.2. Управление вниманием

7.3. Создание команд

7.4 Восприятие обратных связей

8.

Завершение проекта,  оформление результатов и перспективы развития

8.1. Соответствие реализованного проекта критериям хорошего проекта

8.2. Умение писать научные статьи

8.3. Умение делать презентации и доклады

8.4. Защита интеллектуальной собственности и авторских прав

8.5. PR и вывод на рынок

Остановимся подробнее, и раскроем смысл компетенций ниже.

Одна оз основных компетенций - "Профессионализм в своей области деятельности", подробнее смотрите видео:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее востребованнми в нашем изменчивом мире стали "Т-люди". "Т-человек" имеет глубокие профессиональные знания по одному предмету (вертикальная линия) и широкие, пусть и неглубокие, знания в других областях (горизонтальная линия). Именно таких професиионалов  и хотелось бы видеть в числе наставников научно-исследовательских проектов школьников.

2-й компетенцией наставников проектной научно-исследовательской деятельности школьников является "генерация идей". Это уже составная компетенция и состоит она из 3-х частей:

2.1. Умение мечтать и прогнозирование будущего
2.2. Системное мышление и знание 3-х вида результатов проекта
2.3. Различный уровень сложности проекта
 
Подробнее о Компетениции "2.1. Умение мечтать и прогнозирование будущего",  том как каставнику научиться местать и научить мечтать своих подопечных смотрите в видео:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После предыдущего ролика о том, как можно и нужно мечтать с детьми и как наставнику развить компетенцию "мечтание", можно проделать упражнения на системное мышление, попробовав объединить школьников в различные системы, например вокруг той или иной мечты. Эти и другие упражнения, которые можно делать с детьми, развивая системное мышление, смотрите в ролике:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После просмотра ролика, проделайте упражнения на развитие систменого мышления у школьников. Дайте им возможность объединиться в различные подсистемы из одной группы. Обратите внимание учащихся, что их маленькие группы являются подсистемами такой системы как класс. И в тоже время класс входит в большую надсистему, являясь лишь частью надсистемы. Пусть ребята подумают и назовут частью чего большего является класс?
 
Более широкое развитие компетенции 2.1.1 Системное прогнозирование будущего смотрите в ролике:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Следующая важная компетенция наставника школьных научно-исследовательских проектов - это знание 3-х вида результатов проекта. Подробнее об этой компетенции наставника смотрите в ролике:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Компетенция наставника, позволяющая получить результат любого проекта, - это знение 3-х типов результатов проекта: образовательные результаты, научно-исследовательские результаты и практические результаты. Идеально было бы стремиться в кажлом проекте получить продуктовые результаты, нго даже если не получилось научно-исследовательскому школьному проекту дойти до реального коммерческого продукта, то научный результат в виде публикаций и выступлений на форумах можно достичь достстоно часто. И даже если не получилось значимого научного результата, то образовательный результат, в виде улучшения компетенций учащихся, в научно-исследовательском проекте можно получить всегда!
Именно поэтому намного интереснее заниматься школьными научно-исследовательские проектам, чем обычными проектами.