Когнитивная лингвистика 2023-2024

Проект «Подготовка наставников на основе сетевых исследовательских проектов» реализуется Фондом «Образование» при поддержке Фонда президентских грантов и направлен на подготовку квалифицированных наставников научно-исследовательской деятельности школьников.

«Когнитивная лингвистика» - новое направление в программе реализации сетевых исследовательских проектов и являющееся примером гуманитарных исследований. В рамках направления школьные команды под руководством наставников занимаются изучением концептов, которые самостоятельно выбрают для исследования методами когнитивной лингвистики (дефиниционный анализ, компонентный анализ, анализ парадигматической сочетаемости, этимологический анализ и т.д.).

Каждая команда под руководством наставника сможет изучить фрагмент картины мира, связанный со «своим» концептом, в языковом сознании выбранной для изучения аудитории (свой класс, параллель, школа). Таким образом, работы команды составят словарь концептов современного русского языка в языковом сознании подростка, эксплицируя соответствующий фрагмент концептуальной картины мира.

К участию приглашаются наставники школьников 8-10 классов (школьникам на данном этапе регистрироваться не нужно). Тематика направления может быть интересна учителям-филологам, преподавателям русского и иностранных языков, а также истории.

Эксперты проекта:

  • Бердникова Анна Геннадьевна, руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель ИСиК, региональный эксперт конкурса «Большие вызовы» (Когнитивные исследования), практикующий психолог

  • Рожков Виталий Валерьевич, руководитель образовательной программы направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., доцент кафедры русского языка НВВКУ

  • Карачевская Юлия Александровна, менеджер направления «Когнитивная лингвистика», учитель русского языка и литературы, МАОУ ОЦ «Горностай»

Видео-визитка направления Когнитивная лингвистика

Бердникова Анна Геннадьевна, к. филол. н., руководитель направления «Когнитивная лингвистика», представляет визитку проекта.

 

Когнитивная лингвистика. Введение

В лекции дается определение когнитивной лингвистики, определяется ее место среди других когнитивных наук, рассматривается история когнитивной лингвистики, ее происхождение и взаимосвязь с другими дисциплинами. В лекции рассматриваются задачи, стоящие перед современной когнитивной лингвистикой, а также формируется представление о том, как выполняемый в рамках направления проект будет вписываться актуальную проблематику научной дисциплины. Лектор: Анна Геннадьевна Бердникова - руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель лингвистики, педагогики и психологии ИСиК, НОУ Институт консультирования, практикующий психолог.

 

Когнитивная лингвистика: методы исследования

Из лекции вы узнаете, какие методы использует когнитивная лингвистика для того, чтобы выявить содержание концепта и описать его. Рассматриваются основные принципы концептуального анализа, сходства и отличия концептуального и семантического анализа, дается представление о современных направлениях исследований в когнитивной лингвистике. Затрагивается вопрос о подходах к исследованию концепта в общеязыковой картине мира и картине мира отдельной языковой личности, а также концепта, вербализованного в тексте. Особое внимание уделяется источникам материала для исследования концепта в русской языковой картине мира.

Лектор: Виталий Валерьевич Рожков – руководитель образовательной программы направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., доцент кафедры русского языка НВВКУ.

 

Организация исследовательской работы по когнитивной лингвистике

В лекции предлагается план работы над исследовательским проектом. От выбора концепта до представления готовой завершенной работы. Особое внимание уделяется составлению анкеты, позволяющей начать изучение фрагмента системы представлений выбранной аудитории, связанного с изучаемым концептом.

Лектор: А.Г. Бердникова - руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель лингвистики, педагогики и психологии ИСиК, НОУ Институт консультирования, практикующий психолог.