Проект «Подготовка наставников на основе сетевых исследовательских проектов» реализуется Фондом «Образование» при поддержке Фонда президентских грантов и направлен на подготовку квалифицированных наставников научно-исследовательской деятельности школьников.
«Когнитивная лингвистика» - новое направление в программе реализации сетевых исследовательских проектов и являющееся примером гуманитарных исследований. В рамках направления школьные команды под руководством наставников занимаются изучением концептов, которые самостоятельно выбрают для исследования методами когнитивной лингвистики (дефиниционный анализ, компонентный анализ, анализ парадигматической сочетаемости, этимологический анализ и т.д.).
Каждая команда под руководством наставника сможет изучить фрагмент картины мира, связанный со «своим» концептом, в языковом сознании выбранной для изучения аудитории (свой класс, параллель, школа). Таким образом, работы команды составят словарь концептов современного русского языка в языковом сознании подростка, эксплицируя соответствующий фрагмент концептуальной картины мира.
К участию приглашаются наставники школьников 8-10 классов (школьникам на данном этапе регистрироваться не нужно). Тематика направления может быть интересна учителям-филологам, преподавателям русского и иностранных языков, а также истории.
Эксперты проекта:
Бердникова Анна Геннадьевна, руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель ИСиК, региональный эксперт конкурса «Большие вызовы» (Когнитивные исследования), практикующий психолог
Рожков Виталий Валерьевич, руководитель образовательной программы направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., доцент кафедры русского языка НВВКУ
Карачевская Юлия Александровна, менеджер направления «Когнитивная лингвистика», учитель русского языка и литературы, МАОУ ОЦ «Горностай»
Видео-визитка направления Когнитивная лингвистика
Бердникова Анна Геннадьевна, к. филол. н., руководитель направления «Когнитивная лингвистика», представляет визитку проекта.
Когнитивная лингвистика. Введение
В лекции дается определение когнитивной лингвистики, определяется ее место среди других когнитивных наук, рассматривается история когнитивной лингвистики, ее происхождение и взаимосвязь с другими дисциплинами. В лекции рассматриваются задачи, стоящие перед современной когнитивной лингвистикой, а также формируется представление о том, как выполняемый в рамках направления проект будет вписываться актуальную проблематику научной дисциплины. Лектор: Анна Геннадьевна Бердникова - руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель лингвистики, педагогики и психологии ИСиК, НОУ Институт консультирования, практикующий психолог.
Когнитивная лингвистика: методы исследования
Из лекции вы узнаете, какие методы использует когнитивная лингвистика для того, чтобы выявить содержание концепта и описать его. Рассматриваются основные принципы концептуального анализа, сходства и отличия концептуального и семантического анализа, дается представление о современных направлениях исследований в когнитивной лингвистике. Затрагивается вопрос о подходах к исследованию концепта в общеязыковой картине мира и картине мира отдельной языковой личности, а также концепта, вербализованного в тексте. Особое внимание уделяется источникам материала для исследования концепта в русской языковой картине мира.
Лектор: Виталий Валерьевич Рожков – руководитель образовательной программы направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., доцент кафедры русского языка НВВКУ.
Организация исследовательской работы по когнитивной лингвистике
В лекции предлагается план работы над исследовательским проектом. От выбора концепта до представления готовой завершенной работы. Особое внимание уделяется составлению анкеты, позволяющей начать изучение фрагмента системы представлений выбранной аудитории, связанного с изучаемым концептом.
Лектор: А.Г. Бердникова - руководитель направления «Когнитивная лингвистика», к. филол. н., преподаватель лингвистики, педагогики и психологии ИСиК, НОУ Институт консультирования, практикующий психолог.