Для меня изучение состава и свойств почв школьного участка – достаточно важная проблема. Ведь для того, чтобы иметь ухоженный и экологически правильно организованный участок необходимо знать химический состав почвы, её тип, структуру.
Меня заинтересовала эта тема, потому, что, по моему мнению, данный проект поможет правильно составить план нашего участка и грамотно выстроить его.
В наше время важно выяснить, какова степень загрязнённости на данной территории, как она влияет на растения и почвы данной территории. Именно химический анализ позволит выявить признаки, причины загрязнения почвы. Выявление особенностей состава и свойств конкретных почв позволит определить методы ухаживания за ней для того, чтобы процент плодородности сохранялся достаточно высоким.
узнать, что такое почва, какое она имеет значение в природе и жизни человека, познакомиться с методиками исследования почвы, изучить состав и свойства почвы школьного участка.
сбор и изучение информации о почве;
изучить механический состав почвы,
определить какие виды почв преобладают на участке;
определить меры по улучшению плодородия почвы;
подобрать виды растений, которые можно выращивать на данном виде почвы;
ровести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
изучить условия роста растений в различных почвах;
проанализировать полученные результаты.
Ученица 8а класса ГБОУ СОШ №684 Корытова Таисия-исследования,опыты; учитель биоло8гии Иванова О.М.-руководитель проекта
Почва, лабораторное оборудование, семена фасоли.
эмпирические (изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент); теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).
Определение кислотности почвы
Качественной мерой кислотности является рН (водородный показатель). Кислотность почвы определяется химическим методом с использованием универсальной лакмусовой бумаги.
Кислотность почв часто является большим препятствием при выращивании овощных культур. Они лучше растут на почвах с реакцией от слабокислой до нейтральной. Для того, чтобы самостоятельно установить рН фактор почвы, воспользуемся лакмусовой бумажкой. В стакан насыпаюпочву, добавляю воду, хорошо перемешиваю. Получился почвенный раствор. Через час, с помощью лакмусовой полоски, можно проверить изменение окраски почвенного раствора. По полученному цвету я определяю кислотность.
Кислотность почвы
Цвет лакмусовой бумаги
Сильнокислые (рН 3-4)
Оранжево-коричневый
Кислые (рН 4-5)
Светло-коричневый
Слабокислые (рН 5-6)
Желто-коричневый
Нейтральные (рН 7)
Светло-зеленый
Щелочные (рН7-8)
Зеленый
Сильнощелочные (рН 8-9)
Зелено-голубой
Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке. Взяла в горсть небольшое количество земли и увлажнила ее водой прямо в руке. Размяла, чтобы влага разошлась равномерно и почва напоминала не слишком густое тесто. Скатала ”колбаску” диаметром примерно с карандаш и попытайтесь свернуть эту ”колбаску” в кольцо диаметром около 5 см. Кольцо получилось ровным, без трещин, почва глинистая.
Мокрый способ определения механического состава почв в поле
Механический состав
Вид образца в плане после раскатывания
Шнур не образуется – песок
Зачатки шнура – супесь
Шнур дробится при раскатывании – легкий суглинок
Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается – средний суглинок
Шнур сплошной, кольцо с трещинами – тяжелый суглинок
Шнур сплошной, кольцо дельное – глина
Выявить особенности развития корневой системы в зависимости от состава почвы.
Для сравнения я выбрала четыре вида почв:
Для всех видов грунта выбрали один вид растения – это фасоль. Фасоль – двудольное растение, быстро растет.
Первыми набрали цвет растения в образцах № 1 и №2, но зацвели первыми растения в образце № 4, затем в образце № 3. Растения в образцах № 1 и №2 не цветут. Рост цветков остановился на одном уровне.
Таким образом развитие корневой системы полностью зависит от состава почвы.
Образец № 1 – исследуемая почва. Я выяснила, что почва по своему составу глинистая, такая почва малоплодородная, нуждается в постоянном рыхлении.
Образец № 2 –чистый песок. Почва рыхлая,но не очень плодородная.
Образец № 3 – перегной. Почва рыхлая, плодородная, но нужно смешивать данную почву с более тяжелой.
Образец №4 – готовый грунт, купленный в магазине,показал, что действительно плодороден, содержит питательные вещества и готов к применению.
Почва является для растений не только источником питания, а и основной средой обитания. Корневая системы находится постоянно в почве, и поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую системы оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными.
Я собираюсь продолжить работу по исследованию почвы,но лдя этого необходимо оборудование.