Цифровая гуманитаристика
Статус: Принято

Год

20202021

Краткое описание

«Цифровое краеведение: семья и память локальных сообществ» — направление, которое находится на пересечении четырех научных дисциплин: языкознания, этнографии, истории и антропологии; каждое частное исследование в рамках этого направления можно при желании развернуть внутри одной из них или сделать на стыке.  

Мы будем исследовать то, что сохраняет в семье память о её членах: это предметы, рассказы, легенды, дома и адреса, фотоальбомы, дневники и письма, сундуки, шкатулки и антресоли — интересна как материальная сторона явления (этнография), так и символическая (антропология и история), закреплённая в речи (лингвистика).  

Мы ищем в качестве наставников тех, кто видит себя проводником для детей в мир личной и семейной истории, поможет им преодолеть устоявшийся в школьном образовании взгляд на историю страны как на историю государства ради понимания истории как того, что происходило с их близкими.

Отметим также сопутствующую гуманистическую задачу, которую решает работа над краеведческими исследовательскими темами — задачу объединения поколений и восстановления памяти об истории семьи, рода, места жизни. Чтобы помочь наставникам провести детей по пути исследования, мы подготовили для наставников ряд лекций, вебинаров и консультаций, а также практических задач, чтобы они сами смогли на своём материале пройти этот путь. Основная часть лекций и вебинаров запланирована на осенний семестр, а во втором полугодии будут продолжаться консультации в малых группах, объединённых по темам детских исследований.  

Цель проекта

Цель направления: совместное создание виртуальной коллекции (музея) “Семейная реликвия” на платформе  “Российская повседневность” (http://daytodaydata.ru/). 

 

Команда проекта

Научный руководитель:

Светлана Борисовна Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры».

Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

 

Требуемые ресурсы

Ссылки на общедоступные ресурсы для выполнения исследований в рамках адаптированного сетевого проекта «Цифровое краеведение: семья и память локальных сообществ»:

1.     http://daytodaydata.ru/ Российская повседневность: электронный архив

2.     http://pragmema.ru/ Проект Прагмема

3.     https://prozhito.org/ Личные истории в электронном корпусе дневников

4.     https://bessmertnybarak.ru/ Бессмертный барак

5.     https://www.memo.ru/.../collections/archives/gulag-archive/ Архив истории ГУЛАГа

6.     https://time.graphics/ онлайн сервис для создания инфоргафики ленты времени

7.     https://pastvu.com/ старинные фотографии, ретроспектива среды обитания человечества

8.     https://miro.com/ ресурс для построения ментальных карт

9.     https://project1917.ru/ Свободная история 1917

10.  https://a4kids.org/ Антропология для детей

11.  http://altsoft.spb.ru/project/1900 Информационные и коммуникационные технологии «АЛЬТ-СОФТ»: Краеведение

12.  http://folk.ru/Presentations/Semiotics/index_flash.php?rubr=semiotics_pres Семиотика русского дома

13.  https://stereoscop.ru/ История Петербургской фотографии.

14.  https://gwar.mil.ru/ портал, посвящённый Первой мировой войне 1914 -1918 гг.

15.  Плейлист «Материнство и детство»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpbYZNrepOWBMz_V_tnVWIJ5QWkcRi7Mb&fbclid=IwAR1aeJAElKNfx8XZSurJedEpEp-t9JNFkRFNcHjTECCHwKjq2nuFggMnQQE

16.  Плейлист «Колыбельные»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpbYZNrepOWBhwGhXF-Te-_1dFMr25xCA&fbclid=IwAR08OSQYvg645kdyXsbrH_sW-FXkacQMZArGHOIxxM5DKYqCgfZN7aRWxIo

17.  https://youtu.be/H-dnRs7kqQY Семинар «Антропология материнства»

18.  https://youtu.be/l28ztJKsUlA  Адоньева С.Б. Наследие, память и согласование ценностей

19.  https://youtu.be/-69bdogazBI  Адоньева С.Б. «Религиозные запреты: правила и компромиссы»

20.  https://www.youtube.com/playlist?list=PLpbYZNrepOWBRMTrhkuWqPMITfySZFA8L&fbclid=IwAR27TpKgK_jvLR2xnOtB_vf4CLK5SKFTidm3Dt3Thz9Yj7uEFv3EzK96DsgАдоньева С.Б. «Свадьба, брак и семья»

21.  http://www.old.jourssa.ru/2000/1/14codex.html?fbclid=IwAR2eZEaTVTa8y3Lcg7IPW5VZLHRM3w9o2TTX7D-8iqbWnUP3XR3_f_JUVkM кодекс этики американской антропологической ассоциации

Материалы и методы исследования

Образовательная программа: 

1. Установочный семинар. Контекст проекта. Обоснование темы. Основы методологии. Орг.вопросы проекта.

Цель и предмет исследования. Ожидаемые результаты

 

2. Вопрос о краеведческих музеях регионов / о самомтоятельных проектах 

 

3. Как получить письмо из прошлого

 

4. Место семьи в социальной истории России

 

5. Как организовать полевое исследование с подростками?

 

6. Краеведческие информационные ресурсы архивов, музеев и библиотек России

 

7. Пространство и устройство дома как социальный проект семьи

 

8. Цифровые проекты о локальной памяти

 

9. Память и тело. Семейные фотографические албомы. 

 

10. О семейных реликвиях и других атрибутах памяти. 

 

11. Краеведение как социальный и научный проект в советской России 

 

Вебинары: 

1. Утверждение тем, сценариев исследования и принципов представления проектов. 

2. Обсуждения проектных тем. Принципы описания цифровых обьектов. 

Образовательные видео: 

1. Введение в цифровое краеведение. д.ф.н, С.Б. Адоньева 

 

2. "Как получить письмо из прошлого" И. Веселова

 

Обучающая видеозапись о том, как проводить исследование:

 

Список литературы

Список литературы с методологическими комментариями:

1.     А. Литвина История старой квартиры https://samokatbook.ru/catalog/knigi-malyshy-doshkolniki/knizhki-kartinki/istoriya-staroy-kvartiry/

Изучение исторического контекста истории своей семьи уместно начинать с совместного с подростками чтения и рассматривания книги А.Литвиной «История старой квартиры». Превосходные иллюстрации, пояснения, герои со своими судьбами и голосами раскрывают значение многих исторических событий XXвека. 

2.     Дейв Берджес «Обучение как приключение» https://www.litmir.me/br/?b=608215&p=1&fbclid=IwAR3AOXf-STKlM6Hj6GI9JNWnoyJFPRXRWDGcC6cx4AkzzDZohebzlzJ93lM

Книга преподавателя истории Дейва Берджеса «Обучение как приключение» подсказывает пути, как заинтересовать подростка исследовательской деятельностью, как вдохновить его на самостоятельные поиски задач и решений и при этом как не потонуть в обилии открывающейся информации, а систематизировать её.

3.     Мужской род. Первое лицо. Единственное чило. Дневники Д.И. Лукичёва и Д.П. Беспалова/ сост., общ. ред., вст. и закл. ст., предисловия С.Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский Центр, 2013. - 288 с., ил. - (Серия "Первичные знаки, или прагмемы") http://www.pragmema.ru/ru/masculine-gender

Работа с документальными свидетельствами семейной истории кропотлива и ответственна. Книга «Мужской род. Первое лицо. Единственное число» является образцом публикации и осмысления двух уникальных мужских дневников первой половины XX века. Она представляет читателю внутренний мир двух мужчин, их повседневность, занятия, чаяния и раздумья, и этот мир очень не похож на тот, который мы привыкли себе представлять.

4.     В. В. Виноградов. Северорусские почитаемые места: топика святынь: избранные статьи, диссертация.  - СПб: Пропповский центр, 2019 http://www.pragmema.ru/ru/topika-svyatin-v-vinogradov

В книге представлены работы петербургского этнографа и фольклориста Валентина Виноградова (1974–2012): кандидатская диссертация и несколько статей, относящихся к магистральному направлению его исследований — почитаемым местам как зонам контакта между сакральным и профанным мирами в русской культуре Северо-Запада России, а также механизмам сохранения и передачи информации о них. Эта книга — прекрасный источник методики работы с полевыми материалами. В основе исследований В. Виноградова — материалы, собранные им в экспедициях по Северо-Западу России и на Русский Север.

5.     Адоньева С. Б., Веселова И. С., Мариничева Ю. Ю., Петрова (Матвиевская) Л. Ф.  Первичные знаки / Назначенная реальность. — СПб. : Пропповский центр, 2017. — 336 с.; ил. http://www.pragmema.ru/ru/pervichnyie-znaki-naznachennaya-realnost

Предмет исследования монографии «Первичные знаки. Назначенная реальность» — описание точек схождения внутреннего опыта и реальности, постулируемой дискурсами и подкрепляемой согласованием практик. Объект — российская повседневность (социальные институты и символические практики) в динамике медленного времени. Основным материалом служат полевые исследования городской и сельской традиций России, осуществленные авторами монографии. Издание адресовано как специалистам (фольклористам, антропологам, социологам, историкам, психологам), так и широкому кругу читателей, заинтересованных в понимании российского настоящего.

6.     Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2020. http://www.pragmema.ru/ru/ritual-bedstviya-book

Издание посвящено описанию и анализу символических практик, посредством которых сообщества реагируют на ситуации коллективных бедствий. В фокусе внимания — обетные праздники, обряды опахивания, обыденные храмы, которые в России возводились во время моровых поветрий, а также ритуалы, совершаемые во время деревенских пожаров. Исследователи выясняют, какие поведенческие, ценностные и коммуникативные установки стоят за каждым ритуальным «кейсом». В очерках проанализированы записи, полученные в результате полевых исследований авторов на территории российского северо-запада, а также предприняты разыскания в публикациях и архивах, зафиксировавших практики ритуалов бедствия в более раннее время. Самые ранние из рассмотренных событий относятся к середине XVII века, самые поздние — к началу XXI века.

7.     Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. http://yanko.lib.ru/books/cultur/girc=interpret_cult.pdf

Статья Клиффорда Гирца является первой главой его монографии «Интерпретация культур» и задаёт теоретические рамки работы с полевым материалом. Метод насыщенного описания позволяет не упустить ни одной детали при работе с потенциально бесконечным материалом является образцовым для культурологических и антропологических исследований.

8.     Веселова И.С. Тряпичная парадигма или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем». http://www.pragmema.ru/ru/veselova-tryapichnaya-paradigma?fbclid=IwAR3qw02ruG6Unjdpyj9dHKP8aqsz1Ud3osCdMcZy6aClTfF_wi17FM_lAoo

Статья И.С. Веселовой из сборника «Антропологический форум» (2005) является примером работы с интервью, записанными в течение фольклорных экспедиций на Вологодскую область. Внимание к словам собеседника, уважение к его личности и при этом мастерство аналитической мысли раскрывают в итоге значение вещей из тканей, одежды и убранства дома как явления, исполненные смыслов, и рассказывают историю обращения вещей в семья с течением времени.