Краткое описание проекта:
Школьники изучают семейные архивы и исследуют, как сохраняется и передается или утрачивается культурно-историческая память в семье, и как эта память соотносится с историей страны и социальных групп.
Этапы проекта
Качественные результаты проекта
Партнеры проекта:
Целевыми аудиториями проекта являются практикующие и начинающие наставники (педагоги, научные сотрудники и аспиранты, музейные и библиотечные работники, студенты старших курсов, родители, активисты краеведческого движения) и школьники, с которыми эти наставники работают.
Подготовка наставников и реализация школьниками краеведческих исследований в формате сетевого проекта по модели «гражданской науки» определяет его содержание.
Вместе со своими наставниками школьникам предстоит изучать семейные реликвии и архивы. В ходе проекта им предстоит выяснить как сохраняется и передается культурно-историческая память в семье, и как эта память соотносится с историей страны.
Для наставников будут проведены образовательные программы по предмету исследований и научному методу и по наставническому методу в руководстве школьной группой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ.
ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
Начало 20 октября 2021 г.
I. цикл.
Октябрьская И.В. (дин, внс ИАЭТ СО РАН, проф. НГУ)
«Семейные реликвии» - история мест. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.
Николаев В.В. (кин, нс ИАЭТ СО РАН, преп. НГУ)
Краеведение: литература и источники. Основные документы и методы работы.
Антропов Е.В. (кин, уч. секретарь Музея города – Новосибирск)
Семейный архив. Технологии исследования памяти. Анкетирование,
Интервью.
2. цикл
Октябрьская И.В. «Семейные реликвии» - история людей. Микроистория. Персональные тексты и "новая биографическая история": методы и подходы. Структура и формы научной работы
Антропов Е. В.
Фотоархивы – особенности исследований. Формы и средства публикации результатов биографического исследования.
Николаев В.В. Поиск сведений о семейной истории и своих предках в архивах. Источники личного происхождения
3 цикл
Октябрьская И.В. «Семейные реликвии» - история вещей. Вещный мир как источник изучения повседневной жизни. Структура и формы научной работы.
Антропов Е. В. Семейная реликвия как «свидетель истории», источник и музейный предмет. Выставка, экскурсия, статья, фотопроект.
Николаев В.В. Вещный мир и история повседневности сквозь призму документов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ будет также проведена на нескольких площадках Новосибирска и области, в том числе:
1. г. Новосибирск, ЦДО «Алые паруса».
Октябрьская И.В., Антропов Е.В. – Культура детства. Семейные реликвии в истории культуры - источники и музейные предметы. Выставка, экскурсия, статья, фотопроект.
2. г. Куйбышев, Филиал НРД
Октябрьская И.В., Николаев В.В. Немцы Сибири. Семейные реликвии - мои этнические корни. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.
3. пгт Сузун, Дом детского творчества
Октябрьская И.В., Антропов Е.В. Николаев В.В. Русские старожилы Сибири. Семейные реликвии в истории культуры. Интервью, записи воспоминаний. Биографического исследования. Статья, выставка, театральный проект.
4. г. Карасук, Краеведческий музей.
Октябрьская И.В., Николаев В.В. Антропов Е.В. Малые города Сибири. Семейные реликвии. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.
5. г. Татарск, Краеведческий музей.
Октябрьская И.В., Николаев В.В. Антропов Е.В. Татарск многонациональный. Семейные реликвии. Устная и повседневная история: методы и подходы. Структура и формы научной работы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ пройдет в октябре-декабре 2021 г.
По ее итогам будет проведен отбор наставников и школьных групп для углубленной научной работы. За счет дистанционной формы участвовать в проекте смогут школьники и наставники из всех районов области.
В ходе подготовки исследовательских проектов с января по февраль 2022 г. для наставников будет организовано дистанционное консультирование.
Вместе с учениками им предстоит подготовить 1 описание семейной реликвии (документа, вещи, фотографии), 1 описание родословной (генеалогии), с которой связана семейная реликвия (документ, вещь, фотография) и итоговое исследование (по инициативной теме) в рамках проекта «Семейная реликвия и культурно-историческая память».
Для всех участников проекта будет доступен лекторий по краеведческим исследованиям и библиотека проектов, созданные в ходе предыдущих проектов фонда а также фонд справочных и методических материалов, размещенных на сайте Фонда поддержки проектов в области образования.
Итогом проекта станет научная конференция школьных проектов на базе ИАЭТ СО РАН и НГУ в марте 2022 г.
Участие в образовательной программе и в реализации проекта будет засчитано наставникам как курс повышения квалификации на базе НГУ с выдачей диплома.
Проект разработан на основе опыта реализации сетевого проекта «Цифровое краеведение. Семья и память локальных сообществ» http://xn--80aaaia9ajfdvdfj0bp2g.xn--p1ai/projects/lists/gumit/, реализованного в рамках гранта «Межрегиональная школа наставников на основе сетевых исследовательских проектов». По результатам проекта была открыта коллекция «Семейные реликвии» на сайте «Российская повседневность»: http://daytodaydata.ru/type/themgroups?dv=22646356&at=3394299&ot=3393999&cd=10
Проект "Семейная реликвия и культурно-историческая память" поддержан Фондом президентских грантов и Министерством региональной политики Новосибирской области