Биология

Краткое описание

Биология - наука о живых существах и их взаимодействии с природой

Биология - наука о живых объектах. Их очень много вокруг нас и поэтому их начинают изучать с самого раннего возраста. Начиная с начальной школы проектов относящихся к биологии очень много. К сожалению, не смотря на то, что объекты живой природы вот они совсем рядом, большое количество проектов идет не экспериментального характера, а анкетирование на тему "Как вы относитесь...", "Что вы знаете о..." и т.д. Мне кажется, что биология как раз тот предмет, который поставляет огромное количество материалов для экспериментов и наблюдений и на котором можно учиться исследовательской деятельности.

Для начальной и средней школы много описательных работ, наблюдение за домашними питомцами или растениями. Здесь можно добавлять сравнение с известными данными или такими же животными и растениями у друзей или соседей. Это хорошее начало для понимания внутривидового разнообразия, формирования понятий об изменчивости и влиянии окружающей среды на формирование организмов. Для старшего звена описательные работы должны уже содержать более научный контекст, например, экологическую составляющую (описание биоразнообразия) или сравнительную составляющую (сравнение двух разных популяций или видов).

Особое внимание хотелось бы обратить на работу с литературой. Различных исследований в области биологии проводится много и всегда есть большая вероятность, что подобные вашему исследованию уже проводилось кем-то. Надо пытаться всегда находить такую информацию и сравнивать с полученной вами. Если ваше исследование полностью подтверждает уже известные факты, то в принципе, это тоже результат, но на конференциях вам будут задавать вопросы - а что вы нового привнесли в знание данной темы. Подумайте над этим сразу, планируя исследование и изучите особенности которые раньше никто не затрагивал (даже если это просто месторасположение озера, которое раньше никто не изучал).

Для экспериментальных биологических объектов характерно наличие индивидуальной изменчивости - вы не найдете двух одинаковых растений на одном участке леса. Это вносит некоторую сложность в повторяемость результатов и делает необходимым наличие статистической обработки - понять различие между исследуемыми группами вызвано просто вариативностью признака или влиянием изучаемого фактора.

Также при планировании экспериментов со школьниками обратите внимание на юридические аспекты - так например, школьникам запрещено работать с биологически-опасным материалом (к нему например, относится кровь человека), запрещено проводить при школьниках умерщвление и вскрытие животных, любое исследование на школьниках должно сопровождаться информированным согласием от родителей (до 18 лет).